Адольф фон Мениель. Железная дорога Берлин — Потсдам.1847 г.
Немецкое искусство во второй поло вине XIX в. развивалось в одном на правлении с другими европейскими школами: обогатившись в середине столетия новыми изобразительными средствами, художники, испытавшие разочарование как в реализме, так и в подражании старым мастерам, вели поиск новых тем и путей их воплощения.
Крупнейшим мастером середины XIX столетия был берлинский живописец и график Адольф фон Менцель (1815—1905). Ещё в первой половине века он заявил о себе как даровитый рисовальщик. Его иллюстрации к труду Франца Куглера «История Фридриха Великого»(1839—1842 гг.) замечательны живым чувством исторического быта.
Это неудивительно: художник изучал эпоху прусского короля Фридриха II (1740—1786 гг.) с дотошностью ученого исследователя. Затем внимание фон Менцеля
привлекла работа на натуре. Его заинтересовали живые впечатления, движение воздуха и света. В то время живописец создал яркие и цельные образы повседневности («Комната с балконом», 1845 г.; «Железная дорога Берлин — Потсдам», 1847 г.). Фон Менцель — автор первой в искусстве Германии картины на индустриальную тему — полотна «Железо прокатный завод» (1875 г.).
Основное отличие немецкого художника от писавших на сходные сюжеты русских передвижников — в точке зрения. Фон Менцель делает здесь своим героем не человека, а машину: в едва освещённом цеху фигуры рабочих в монотонном движении кажутся составными частями огромного механизма.
Адольф фон Мениель. Железопрокатный завод. Фрагмент. 1875 г.
Искусству фон Менцеля созвучны работы Вильгельма Лейбля (1844—1900), жившего в Баварии и посвятившего большинство картин быту местных крестьян.
Лейбль не поверхностный художник, изображающий жанровые сценки, — его скромные герои всегда наделены яркими личностными характеристиками.
Эти особенности и развитое чувство формы, ясная, хотя и грубоватая манера письма сближают работы Лейбля с творениями немецких мастеров XVI в.; их, а также французского живописца Гюстава Курбе художник считал своими учителями.
Вильгельм Лейбль. Крестьянка. 1871 г.
Очень интересным был и так называемый римский кружок, образованный в 60—70х гг. немецкими художниками в Италии. Они стремились создавать произведения, в основе которых лежало бы свободное творческое мышление, подлинный «классический» дух, присущий всем великим периодам развития искусства.
Их идейный вдохновитель философ и теоретик искусства Конрад Фидлер (1841 — 1895) считал глаз художника органом особого чувственного восприятия, которое помогает людям открыть первозданное совершенство форм.
Художник должен не копировать повседневность, а изучать её, постигая таящиеся в глубине «хаоса действительности» ритм и гармонию, которые составляют суть подлинного искусства.
Ханс фон Маре. Гребцы. 1873 г.
Взгляды Фидлера воплотил один из руководителей кружка — живописец Ханс фон Маре (1837—1887), автор фресок, украшающих стены библиотечного зала Зоологической станции в Неаполе (1873—1874 гг.).
Фон Маре изобразил само здание станции на морском берегу, учёных, отдыхающих под навесом, рыбаков, развесивших сети, лодочников.
В будничной тематике художник не видит ничего случайного, его персонажи держатся со спокойным достоинством.
Макс Либерман. Дюны в Ноордвийке.1906 г.
В 80—90х гг. в Германии распространился импрессионизм; это течение возглавил живописец Макс Либерман (1847—1935)
Повышенный драматизм, чёткость форм и резкость красок отличают картины Ловиса Коринта (1858—1925),
в частности «Отелло» (1884 г.).
Его работы предвосхитили искусство начала XX столетия.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
Ссылки живут не долго.
плз. Сообщайте (прямо в посте об уже не действующих, но нужных