Добавлено: Пн Фев 22, 2010 6:56 pm Заголовок сообщения: Церковные башни и архитектура Верхнего Рейна
Церковные башни и архитектура Верхнего Рейна
Область Верхнего Рейна, центром которой был Страсбург,
превратилась в огромную мастерскую по производству готических построек.
Фасад собора, первый проект которого был создан Эрвином из Штайнбаха, производит настолько потрясающее впечатление, что буквально с первого взгляда может показаться символом истинного средоточия всего христианского мира.
Страсбургский цех каменщиков был тесно связан с фрайбургским, и приходская церковь во Фрайбурге спроектирована по модели собора. Фрайбургский собор был возведен в тот период, когда городом управляли графы из Ураха; их скульптурными портретами украшены аркбутаны западной башни, фланкирующие открытый зал, где вершилось правосудие.
Башня этого собора сооружалась в два этапа. Основание ее было построено в 50 - 80-х годах 13 века, а восьмигранник и шпиль - между 1280 и 1320 годами.
Когда строительные работы были наконец завершены, эта башня повсеместно заслужила славу красивейшей башни в мире.
В ее проекте четко просматривается влияние так называемого 'плана F' фасада собора Кельна.
Полый восьмигранник опирается на треугольные угловые подкосы, которые в плане образуют в совокупности восьмилучевую звезду. Агрессивная, угловатая и ни в коей мере не отвечающая принципам классической готики, форма этой башни подчеркнута переходом от нижней ее части к верхней - ярусом, которому придана форма двенадцатиконечной звезды.
Верхняя часть также полая и соответственно не разделена на этажи. Высота этого пирамидального шпиля составляет 45 м.
архитектура, брусчатка, верхний рейн, вывески.
От его основания к вершине поднимаются восемь ребер. Кроме того, горизонтальными ребрами он разделен на восемь секций с чередующимися формами сквозного ажурного орнамента (в истории готической архитектуры это - несомненное новшество).
Вся эта пирамидальная конструкция дополнительно укреплена железными шестернями, скрытыми в стене башни.
Не довольствуясь даже столь причудливой архитектурной композицией, зодчий поместил внутри восьмигранника винтовую лестницу высотой в 33 м; более дерзкой лестничной конструкции в ту эпоху мы не встретим ни в одном здании.
Несмотря на то что ажурный шпиль собора Фрайбурга
был завершен гораздо раньше, чем шпиль собора в Кельне, создать его едва ли удалось бы без опоры на средневековый кельнский чертеж: выполненный на пергаменте высотой около 4 м, план датируется приблизительно 1300 годом.
Согласно недавно полученным археологическим данным, основание южной башни собора в Кельне было выстроено примерно через 50 лет после появления этого чертежа.
В 1411 году башня достигла около 50 м в высоту.
Фасад собора был разделен на ярусы.
Четыре нижних яруса оформлены как пятиосные, несмотря на то что фасад оснащен всего тремя порталами.
Эти оси соответствуют пяти нефам здания (центральному и двум парам боковых). Пятый ярус представлен башенными шпилями.
Плавный переход к восьмиугольному плану начинается на уровне третьего яруса.
Выше этого уровня располагаются свободно стоящие этажи башни. Средники больших окон третьего яруса продлены, каждый из них служит также границей между двумя нижними маленькими окнами. Примечательно, что карнизы, отделяющие ярусы друг от друга, нигде не прерываются.
В этом отношении даже сооруженный раньше фасад собора в Страсбурге кажется более современным, так как принцип непрерывности карнизов во время строительства кельнского фасада уже, как правило, не соблюдался.
Однако в Кельне этот архаизм выполняет важную функцию: он позволяет несколько сдержать мощную вертикальную устремленность фасада.
И все же взор зрителя невольно обращается не на нижние ярусы, а именно на башни, главенство которых в структуре фасада неоспоримо.
Это становится понятным при сравнении кельнского фасада с реймским, - сравнении вполне допустимом, несмотря на все отличия кельнской архитектуры от французского стиля. Кельнский архитектор (предположительно мастер Иоганн) в отличие от реймского не стал акцентировать порталы как независимые элементы фасада, в результате и скульптурный декор порталов оказался менее выразительным.
Кроме того, кельнский фасад не украшен ни окном-розой, ни королевской галереей с большими статуями.
Одним словом, в Кельне мы наблюдаем решительный отказ от всего, что прежде еще могло считаться признаками классической готики.
Впервые в истории готической архитектуры западная часть храма приобрела столь грандиозное значение: согласно замыслу зодчего, она должна была достойно уравновесить сложную конструкцию апсиды.
Во Франции в 12 - 13 веках все архитекторы сосредоточивали усилия на восточной части здания, поскольку именно там располагался главный алтарь. И, как верно заметил Арнольд Вольф, ни в одном городе Европы от строителей не требовали уделять столько внимания работе над западной оконечностью храма, как в Кельне.
Часть южной башни этого собора, возведенная в Средние века, покоится на 15-метровом основании.
В профиле ее обнаруживается две свободные стороны (южная и западная), площадь которых достигает около 4700 кв. м; они покрыты сложной сетью ажурного кружева и колонн, частью связанных, частью отстоящих от стены.
Уникальность кельнских башен еще и в том, что каждая из них покоится на четырех пролетах.
Для сравнения можно напомнить, что каждая башня собора в Амьене покрывает лишь полпролета. Конструкция второго яруса южной башни в Кельне слегка отличается от чертежа на 'плане F'.
Строительство этой башни прервалось в 15 веке и завершилось лишь во второй половине 19 столетия.
Не исключено, что четырехпролетная конструкция юго-западной башни в Кельне связана с аналогичной структурой башни Визенкирхе в Зосте - чрезвычайно изящной приходской церкви, выстроенной из серого камня.
Предполагается, что архитектор Иоганнес Шенделер приступил здесь к строительным работам в 1331 году.
Нервюры сводов этой церкви расходятся от опорных столбов, не прерываясь капителями.
Будучи полыми, стволы колонн могут выдержать гораздо большую, чем обычно, нагрузку: на каждый столб приходится около 10 тонн веса. Несмотря на четкую ориентацию по оси восток - запад и подчеркнутую эффектность калейдоскопически украшенной апсиды, интерьер церкви образует единое унифицированное пространство (главным образом благодаря широким интервалам между опорными столбами и изяществу колонн).
Паломническая церковь в Пеллаубурге своей изысканной утонченностью напоминает зостскую Визенкирхе, несмотря на разделяющие их значительное расстояние и время.
Вопрос о точной дате сооружения этой трехнефной зальной церкви с 'балдахинным' сводом хора, опирающимся на четыре колонны, остается спорным: одни исследователи утверждают, что строительство ее завершилось в 1339 году, другие - в 1370 году.
Два опорных столба без капителей в центральном нефе поднимаются до самого свода; опорные столбы хора снабжены изящными капителями.
Благодаря такому расположению опор многочисленные паломники, посещавшие эту церковь, могли обойти вокруг покрытого 'балдахином' санктуария так, как до сих пор это было возможно только в здании центрической планировки.
Эта изобретательная композиция позволила также подчеркнуть господствующую роль хора в интерьере церкви. Нижняя область внутренней части хора разделена нишами, которые украшены изысканными аркадами и пинаклями.
Церковь Санкт-Катарина стоит в маленьком городке Оппенхайм, который некогда был свободным городом в Священной Римской империи и процветал за счет виноторговли.
Стиль этой церкви представляет собой нечто среднее между готикой Верхнего и Нижнего Рейна.
Основными источниками заимствований для ее создателей послужили соборы Кельна, Страсбурга и Фрайбурга.
Чтобы верно интерпретировать архитектурные особенности этого здания, следует (как и при анализе большинства исторических построек) учесть его местоположение на плане города.
Церковь Санкт-Катарина сооружена на плоской возвышенности, откуда открывается вид на виноградник.
Ее великолепная южная стена, строительство которой началось в 1317 году и завершилось приблизительно через двадцать лет, занимает главенствующее место в городском ландшафте.
Благодаря своему богатому, сложному стилю и в особенности разнообразию ажурного декора окон эта часть здания представляет собой один из самых пышных образцов готической архитектуры.
Северная же сторона церкви, напротив, оформлена значительно проще и беднее, так как любование зданием с севера не предполагалось.
Приблизительно в тот же период, что и Санкт-Катарина, была построена приходская и коллегиальная церковь Майнцской епархии.
Верхние ярусы собора в Базеле сыграли важную роль в распространении немецких шпилей по Западной Европе. Башня этого собора была возведена по проекту Ульриха фон Энзингена из Улыба незадолго до того, как в 1431 году завершилось строительство здания Базельского городского совета.
Посетив Базель в 1435 году, испанский епископ Алонсо де Картахена с восторгом описывал эту башню, благодаря чему собор Бургоса в Испании был увенчан такими же шпилями.
Должно быть, де Картахена видел планы и других немецких зданий, так как силуэты бургосских шпилей прямые, как в Кельне, а не слегка изогнутые, как в Базеле, где была использована более продвинутая форма шпиля.
Известно, что схожий с базельским, хотя и более масштабный проект Ульрих фон Энзинген разработал для собора в Ульме.
В 1421 над башней собора в Базеле, известной под названием 'башня Санкт-Георг', начали возводить надстройку.
Основанием для этой надстройки послужила сторожевая башня с квадратными окнами,
помещенными между двумя ажурными парапетами. В 19 веке интерьер этой части башни подвергся нападкам со стороны историков, даже не подозревавших о том, что он послужил моделью для созданных в 1482 - 1483 годах помещений внутри башни Зебальдускирхе в Нюрнберге - церкви, сыгравшей важную роль в истории архитектуры.
Очевидно, что восприятие архитектуры в 19 веке во многом отличалось от средневекового.
Первая вольная вариация на тему восьмигранника фрайбургской башни была создана только в период поздней готики, в 1415 - 1514 годах во Франкфурте-на-Майне.
Это башня церкви Санкт-Бартоломеус, построенная по проекту архитектора Мадерна Гертенера.
Восьмигранник здесь также покоится на квадратном основании, угловые пинакли которого связаны с восьмигранником маленькими аркбутанами. Но стилистически это сооружение отличается от фрайбургской башни.
Его нетрадиционный по форме купол воспроизводит очертания императорской короны той эпохи, так как именно в этой церкви семь курфюрстов избирали императора Священной Римской империи.
Этот исторический факт также позволяет объяснить, почему башня этой церкви имеет форму, прежде использовавшуюся только при строительстве башен соборов.
Центральный неф церкви Санкт-Мария-ам-Гештаде в Вене был возведен к 1398 году, а строительство верхних ярусов ее башни завершилось до 1450 года.
Проектировщик этого здания, архитектор Михаэль Хнаб, путем удачного совмещения экзотических элементов создал весьма утонченное, аристократическое произведение архитектуры. Балдахинообразные купола над западным и южным порталами представляют собой причудливые архитектурные аналоги известных образцов немецкой монументальной живописи;
точно такие же формы около века назад были изображены на фреске 'Коронование Богородицы с предстоящими апостолами', украсившей монастырскую церковь в Альтенберге.
Не исключено, что эти купола символизировали Новый Иерусалим. Увенчанная куполом вершина семигранной башни обильно украшена краббами; этот мотив напоминает одновременно и императорскую корону (ср. франкфуртский купол), и корону эрцгерцогов Австрийских, введенную Рудольфом 4 (1358 - 1365).
Как заметил Гюнтер Брухер, куполообразную верхушку башни Санкт-Мария-ам-Гештаде никоим образом не следует считать единственной в своем роде для европейской готической архитектуры.
Схожие архитектурные элементы можно обнаружить во Франкфурте, в Пфуллендорфе (свободном городе в составе Священной Римской империи), а также на башне приходской церкви Санкт-Якоб.
Башня собора Санкт-Штефан в Вене была возведена в 1433 году.
По проекту она должна была стать одной из башен, фланкирующих хор, однако вторую башню так и не построили.
Статус собора СанктШтефан приобрел в 1469 году.
Роскошный 'королевский' стиль, в котором исполнена его башня, связан с запросами заказчика - герцога Рудольфа 4, зятя императора Карла 4.
Это один из виртуознейших шедевров немецкой готики, несмотря на то что от предшествующих построек такого типа башню Санкт-Штефан отличает своеобразная смешанная конструкция, которую можно было бы описать как импрессионистскую.
По сути, эта башня - гигантский пинакль, не имеющий ничего общего с легкой филигранной структурой, типичной для немецких готических башен.
Достойна внимания также высокая крыша собора, украшенная геометрическим орнаментом из разноцветных глазурованных желобков.
Это один из красивейших образцов типа крыши, часто встречающегося в Бургундии и Алеманнии.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
Ссылки живут не долго.
плз. Сообщайте (прямо в посте об уже не действующих, но нужных