Добавлено: Пн Фев 22, 2010 5:12 pm Заголовок сообщения: Нюрнберг и Прага при Карле 4
Нюрнберг и Прага при Карле 4
Карл 4 из династии Люксембургов,
император Священной Римско
вложил много средств в возвеличивание Праги как столицы империи, а также укрепил позиции Нюрнберга.
Нюрнберг он посетил 52 раза, чем возвысил его над другими городами Священной Римской империи, и поддержал идею строительства Фрауэнкирхе (1350 - 1358) на большой рыночной площади этого города. (церковь богородицы)
Эта церковь предназначалась для важных государственных церемоний, о чем свидетельствуют портик с балконом и поистине царственный фасад, украшенный многочисленными гербами, среди которых - герб Священной Римской империи,
гербы семи курфюрстов, имевших право избирать императора, а также гербы Нюрнберга и Рима (города, где короновались императоры).
В остальном же внешний вид здания оформлен достаточно просто.
Фрауэнкирхе - прямая наследница дворцовых капелл, ближайшая из которых располагалась в Нюрнбергском императорском дворце.
В плане эта зальная церковь с двумя боковыми нефами и трибуной для императора представляет собой прямоугольник; девять ее пролетов опираются на четыре колонны.
По сути, Фрауэнкирхе - это оригинальная готическая версия той самой романской капеллы императорского дворца, которая была построена приблизительно в 1170 - 1180 годах по распоряжению императора Фридриха Барбароссы (1152 - 1190).
Предание гласит, что по меньшей мере однажды - при рождении в Нюрнберге Вацлава (Венцеля),
сына Карла 4, - с балкона Фрауэнкирхе народу были показаны императорские инсигнии и реликвии.
А с 1423 года эти так называемые 'святыни' постоянно хранились в Нюрнберге и ежегодно выставлялись на публичное обозрение.
Однако для этой цели использовали уже не балкон церкви, выполнявший не столько практические, сколько символические функции, а специально сооруженную деревянную платформу.
Роскошный нартекс Фрауэнкирхе отделан пышным ажурным орнаментом и оснащен тремя порталами, выходящими на три стороны.
Боковые колонны и архивольты порталов украшены скульптурным декором (правда, архивольтов в каждой арке всего два, поэтому порталы не так глубоки, как во французских храмах).
Так как галерея над нартексом имеет форму многоугольника, то не исключено, что первоначально здесь намеревались поместить двойные хоры.
Пинакли, украшающие ступенчатый фронтон, и маленькая винтовая лестница на центральной оси намекают на происхождение фасада Фрауэнкирхе от светских прототипов.
Фронтон разделен на множество ниш, где когда-то помещались статуи.
Хоры, известные под названиями 'Императорские хоры' или 'Хоры Санкт-Михаэль', соединены с центральным нефом посредством аркады, арки которой заполнены парящим ажурным орнаментом из трех розеток, опирающихся на лучковую арку.
фрауэнкирхе. загибание католических потолков.
Скорее всего проект Фрауэнкирхе был разработан Петром Парлержем, молодым архитектором из Швабского Гмюнда.
Петра Парлержа вызвали в Прагу в возрасте 20 лет (по-видимому, в 1353 году), задолго до того, как завершилось строительство зданий по его проектам у него на родине и в Нюрнберге.
Однако сделать предварительный вывод о том, что Фрауэнкирхе - творение Парлержа, позволяет не только стиль пластического декора этой церкви, но и кубическая форма здания, и использование круглых колонн, и новаторское применение лучковых арок.
Если Фрауэнкирхе можно рассматривать как дар императора Нюрнбергу, то фасад расположенной по соседству
церкви Санкт-Лоренц
- это, напротив, своего рода дар монарху от жителей города:
чуть ниже ажурного парапета, расположенного под окном-розой, были укреплены гербы Богемии (в честь Карла 4) и Силезии (в честь супруги Карла, Анны фон Швейдниц).
Дата начала строительных работ неизвестна, но можно утверждать, что в первоначальный проект здания контрфорсы не входили.
Центральная часть западного фасада с порталом, окном-розой и фронтоном, по центральной оси которого поднимается винтовая лестница, была построена в период между 1353 и 1362 годами.
Особое впечатление производит здесь то, что изысканную центральную секцию фланкируют две мощные, но незайтеливые башни. Окно-роза расчленено на два слоя:
на переднем плане расположился радиальный ажурный орнамент, похожий на вращающееся колесо, на заднем - собственно окно диаметром около 6 м.
Необычную динамику придает этой конструкции систематический пересмотр традиционных форм готической архитектуры - процесс, появившийся в немецкой архитектуре в самых разнообразных формах.
Как и все построенные в Средние века двухбашенные фасады, фасад церкви Санкт-Лоренц асимметричен.
Частично открытый медный шпиль северной башни в 1498 году был позолочен; эти работы оплатило одно из богатейших семейств города - Имхоффы, дом которых стоял напротив церкви.
Прага получила статус столичного города в 1355 году, при Карле 4 (с 1346 - король Богемии, в 1355 - 1378 - император Священной Римской империи).
В сущности, она превратилась в фактическую столицу Германской империи.
Однако прочные связи Праги с немецкими землями сложились значительно раньше, свидетельства чего можно обнаружить уже в 13 веке.
В 1230 году баварские переселенцы основали рядом со Старым Городом квартал Новый Рынок, на территории которого действовали законы Нюрнберга, а в 1257 году у подножия холма Пражского Града возникла колония переселенцев из Северной Германии (позднее названная Малым Градом), где действовали законы Магдебурга.
В 1344 году Прага стала самостоятельным архиепископством (прежде она зависела от Майнца).
В том же году был заложен первый камень в основание нового собора Святого Вита.
Династия Люксембургов, к которой принадлежал Карл, поддерживала тесные связи с Францией, поэтому первым архитектором собора стал Матьё из Арраса.
Он разработал план хора; под его руководством возвели часть деамбулатория и венец капелл.
В 1352 году Матьё умер, и вскоре после этого, как мы помним, в Прагу был приглашен Петр Парлерж.
Именно Парлерж внес новаторские элементы в конструкцию этого храма.
Посетителя собора невольно охватывает изумление при виде того, как мастерски удалось столь юному архитектору преобразить структуру традиционного готического храма в согласии с новым, совершенно необычным эстетическим идеалом.
Интересная особенность плана здания состоит в том, что своды не приведены в соответствие с границами пролетов.
Это достигнуто за счет отказа от продольного ребра и путем удвоения числа диагональных нервюр, которые образовали сложную сеть ромбов, ромбоидов и треугольников.
В результате взгляд зрителя переходит от стены к стене по зигзагообразной траектории.
Этот окончательный отход от традиционной единообразной последовательности пролетов позволил создать принципиально новую, гораздо более динамичную, чем прежде, пространственную структуру.
В разрезе свод имеет округлые очертания и необычно заостренную вершину: цилиндрический свод рассечен поперечными сводами, обрамляющими окна.
При этом все нервюры имеют одинаковый диаметр. Профиль апсиды основан на кельнской модели, но несколько упрощен: здесь апсида охватывает не семь, а всего пять сторон десятиугольника.
В композиционном отношении зодчий также стремился к большей отчетливости и ясности, о чем свидетельствуют выразительное обрамление окон и парапет, идущий вдоль нижнего края крыши, как в гораздо более старом хоре собора в Реймсе.
Господствующую роль в композиции хора играют вертикальные элементы.
Абсолютно новаторский мотив обнаруживается во внешнем оформлении восточной части собора:
пинакли, которыми украшены контрфорсы между капеллами деамбулатория, прорывают карниз насквозь: фиалы их оказываются поверх карниза.
До сих пор столь утонченных приемов готическая архитектура не знала.
Но еще более радикальное ниспровержение условностей мы находим в конструкции портика перед южным порталом, построенного в 1367 - 1368 годах.
Аркада портала образована богато профилированной полукруглой аркой с балдахинами, покрывающими лепные украшения.
Но эта аркада частично скрыта за отделенными от свода нервюрами, которые лишены орнаментальной заделки в местах пересечений и сходятся на вершине выдвинутой вперед центральной колонны портала.
Поскольку эта колонна выступает вперед, створки дверей располагаются под углом к стене.
Трудно понять, что в этой конструкции более достойно удивления: нервюры, свободно 'парящие' перед полукругом аркады, отсутствие орнаментальной заделки пересечений или 'перекошенные' по отношению к стене каменные рамы дверей.
Традиционная архитектурная система вывернулась здесь наизнанку.
Трифорий и верхний ярус центрального нефа были воздвигнуты между 1374 и 1385 годами.
Трифорий огражден парапетом с ажурным орнаментом, структура которого необычно 'расплывчата' (как в ажурном декоре на окнах часовни замка в Марбурге).
Передний слой трифория, образованный поднимающимися снизу, из области аркады, служебными колонками, связан с плоскостью стены верхнего яруса посредством маленьких застекленных арок.
Благодаря такой остроумной конструкции образуются расположенные под углом к плоскости стены маленькие окошки (по сути, окна внутри окон).
Эти окошки украшены внутри трилистниками и увенчаны фиалами и краббами.
Опытный исследователь без труда оценит, в какой степени Петр Парлерж использовал мотивы, прежде опробованные в Кельне, Фрайбурге, Марбурге и Швабском Гмюнде.
Следует также обратить внимание на галерею бюстов, размещенную в трифории собора.
В числе установленных здесь скульптурных портретов - частью идеализированных, частью реалистических, - бюсты императора и его семьи, архиепископов и даже архитекторов Матьё из Арраса и Петра Парлержа.
Последнее весьма существенно, так как свидетельствует о высоком социальном статусе архитектора в ту эпоху.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
Ссылки живут не долго.
плз. Сообщайте (прямо в посте об уже не действующих, но нужных